Поправки ОСАГО, пункт г – гендерная дискриминация?

В России вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, которые вызвали достаточно много вопросов. Главный месседж – для каждого водителя страховщик может индивидуально определять тариф, учитывая факторы личного характера.

Хотя эксперты утверждают, что особого роста стоимости полисов страхования не ожидается, но не приведет ли это к серьезному оттоку клиентов, ведь некоторые пункты воспринимаются неоднозначно?

Цель принятия поправок

Реформы, как обычно, предполагали выполнять очень благородную цель – провести четкое разделение между законопослушными водителями и нарушителями ПДД. Страховщики, депутаты и регулятор отрасли Центробанк дружно уверяли, что изменения коснутся только злостных нарушителей. Причем обещали повышать коэффициент исключительно за серьезные нарушения: вождение в состоянии алкогольного опьянения, выезд на встречку, проезд на красный свет, значительное превышение скорости и т.п.

Подводные камни

Больше всего вопросов вызывает подпункт «Г» (пункт 2 статья 9). Звучит он следующим образом: страховщик имеет право при определении коэффициента принимать во внимание другие факторы, которые оказывают существенное влияние на вероятность, при использовании транспортного средства, причинения ему вреда, с учетом его потенциального размера.

Если говорить проще: фантазии и предвзятое отношение страхового агента практически ничем не ограничены. Что не может повлиять на коэффициент (по закону), так это ваше вероисповедание, национальная принадлежность, занимаемая должность и политическая принадлежность.

Так что главное теперь – понравиться страховщику, ведь цена может двигаться на 11% как в сторону увеличения, так и уменьшения. Ценовой коридор для разных типов автомобилей различный:

  • легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам, расширяется на 10%;
  • для физических лиц – 20%;
  • такси – 30%.

Для физических лиц на сегодняшний день базовая ставка в пределах 2471-5436 руб., а максимум страховой премии в пределах 3-кратного его размера, а для злостных нарушителей это пятикратный размер базовой ставки страхового тарифа, учитывая коэффициент территориальный.

Мы решили выяснить на сайтах самых известных страховых компаний, что же именно подразумевается под факторами, значительно влияющими на сохранность автомобиля и безопасность движения.

Факторы, применяемые АО «АльфаСтрахование» при установлении базовых ставок страховых тарифов ОСАГО

Сразу три мастодонта в этой области на своих сайтах смело обозначили особо опасный фактор – половая принадлежность водителя! Так что, дорогие дамы, в «АльфаСтраховании», «РЕСО-Гарантии» и «Ингосстрахе» вы вынуждены будете заплатить больше.

Вы женщина? Платите больше!

В России, пока по крайней мере, официально есть два пола – женский и мужской. Стоимость полиса для них будет разной и, очевидно, не в пользу слабого пола! Упомянутый выше «Ингосстрах» в марте (наверное, к 8 марта приурочили) опубликовали данные: возникновение страховых случаев у мужчин составляет 10,58%, а у женщин – 11,83%. У ГИБДД России даже существует дифференциация по гендерному принципу аварий.

А вот данные европейского страховщика CompareTheMarket разительно отличаются. Так они утверждают, что 65% нарушений (преступлений) за рулем как раз совершаются мужчинами. Женщины гораздо реже решаются на вождение в нетрезвом виде, нарушают скоростной режим. И главный показатель – женщины-водители реже совершают ДТП с тяжелыми последствиями (ранеными или погибшими).

Вряд ли вам удастся доказать страховому агенту, что вы аккуратный водитель, тем более, как правило, женщины позже получают права, а значит и опыт вождения у них меньше. Но в прочем не все компании так относятся к представительницам слабого пола.

Чем отличился «Росгосстрах»

Эта компания также опубликовала вредные факторы и новые методы расчета тарифов, и женщины не относятся к «вредным» показателям! Это все отлично, можно было бы кричать «браво», но…чем дальше, тем больше!

Вредные факторы:

  • экономико-демографические показания региона и места регистрации;
  • регион получения актов гражданского страхования;
  • место выдачи документов.

Если говорить просто – хитрое использование официально запрещенных факторов, а именно территориального (национальность) и социального. Естественно, другие компании вряд ли надолго оставят уникальным эти нововведения.

Кто будет платить больше всех

Несмотря на все заверения, что принимать во внимания будут только основные факторы, позволяющие наиболее точно учитывать личностные данные каждого водителя, ко всем привычным данным теперь включили еще и такие:

  • возраст страхователя;
  • марка автомобиля;
  • пробег и год выпуска авто.

Это все объяснимо, но вот некоторые пункты вызывают оторопь, так как вряд ли место покупки страхового договора, наличие полиса ОСАГО, приобретенного именно в этой компании и способ оформления договора хоть как-то влияют на мастерство водителя и повышают риски.

Если подытожить, дороже всего придется заплатить за полис ОСАГО женщине среднего возраста, жительнице Ингушетии, которая имеет старые «жигули» и оформляла полис онлайн или у другого страховщика.

Игорь Юргенс (президент РСА) уверяет, что компании получат возможность снизить среднюю цену страхования для безубыточных клиентов, а надбавку получат только нарушители, но как видим, «Г-реформы» дают как раз возможность компаниям значительно расширить кредитный коридор (до 30%).

Эксперты приходят к выводу, что особого оттока клиентов не будет. Однако следует принимать во внимание, что если возросшая стоимость полиса (заверяют что рост не превысит 500 руб.) не отпугнет автовладельцев, то вот удобство заключения договоров, качество и оперативность выплат по страховкам и пр., не последние факторы, на которые обращают внимания.

Уже сейчас, более трети автомобилистов не собираются покупать полис ОСАГО (исследование проводилось крупнейшим автомобильным классифайдов «Дром.ру») и это не самый плохой прогноз.

Женщинам же вдвойне обидно – мало им анекдотов и пренебрежительного отношения на дороге, так еще и по рублю решили ударить. Только за то, что ты женщина? Скорее всего, большинство будут останавливать выбор на компаниях, где им не будут ставить «в вину» принадлежность к прекрасному полу.

Точно узнать стоимость страховки теперь можно только после заполнения всех данных и запроса в страховую компанию. Предварительный расчет стоимости полиса ОСАГО теперь покажет только ориентировочную цену и не сможет учитывать вышеупомянутые факторы, так как страховые компании не раскрывают данные о размерах кэффициентов. Лучшим способом для приобретение полиса на сегодня является использование агрегаторов ОСАГО, которые раскидывают данные по большому количеству компаний и позволяют рассчитать стоимость страхового полиса осаго онлайн.